Возить нельзя перегружать

Крупнейшие экспортеры зерна в России объявили борьбу «с перегрузом» при перевозке.

С 15 сентября 2020 года в силу вступил меморандум, запрещающий зерновым терминалам, а именно портам и элеваторам, принимать к разгрузке технику, если ее масса превышает допустимую норму более чем на 2%.

За меморандум проголосовали многие компании, в числе которых ТД "РИФ", "Астон", "Гленкор Агрикалчер МЗК", "Деметра-Холдинг", "Мирогрупп Ресурсы", "Содружество", ОЗК, "Каргилл", "Луис Дрейфус".

Перевозка зерна с превышением нормы позволяет перевозчикам экономить на логистике и снижать тарифы на перевозку за счет незаконной налоговой оптимизации. Все это делает законопослушных перевозчиков нерентабельными, поэтому основная цель меморандума - повышение уровня добросовестной конкуренции.

Меморандум включает следующие условия:

  • грузоотправители не должны превышать допустимую массу транспортного средства;
  • перевозчики и экспедиторы обязаны принимать к перевозке лишь тот груз, который находится в пределах нормы допустимой массы транспортного средства и формировать цены с учетом обязательных платежей и сборов, а также весогабаритных норм и ограничений;
  • заказчики не должны привлекать перевозчиков, предлагающих конкурентно привлекательную цену за счет превышения нормы допустимой массы транспортного средства.

Такие меры позволят очистить рынок от недобросовестных игроков. Данные условия фиксируются в договорах.

Также меморандум затронул и налоговую составляющую. Теперь налоговые органы могут по запросу получать необходимые документы и разрешения на зерновые грузы у терминалов для проверки соответствия нормам.

На сегодняшний день, согласно законодательству, максимально допустимая норма веса транспорта вместе с грузом не должна превышать 44 тонн. Таким образом, даже при облегченном полуприцепе и максимальном количестве осей у транспортного средства, вес перевозимого зерна не должен превышать 27-28 тонн.

Проблема перегруза уже не раз затрагивалась многими участниками рынка. Некоторые перевозчики пренебрегают весовыми и габаритными нормами, а также не соблюдают скоростной режим. Все это приводит не только к формированию недобросовестных цен, но и к ускоренному разрушению дороги и частым дорожно-транспортным происшествиям.

Вступление в силу нового меморандума создаст конкурентные условия для всех участников рынка, а также позволит отслеживать и пресекать все нарушение.

Стоит отметить, что в связи с принятием данного меморандума, тарифы на перевозку зерна увеличились на 25–35% по сравнению с сентябрем 2019 г.